Содержание

Бразильский карнавал происходит от традиции масленичных гуляний («Entrudo»), завезённой в середние XVI века португальскими иммигрантами. Основное развлечение масленицы, характеризуемое как грубое и непристойное, состояло в том, чтобы обливать и обсыпать чем попало ничего не подозревающих прохожих.

В XIX веке буржуазия Рио-де-Жанейро начала искать другие развлечения для карнавала. Из Европы были завезены костюмированные балы и аллегорические парады. В то же время простой народ стал устраивать свои собственные увеселения: коллективы под названием «Зе Перейрас» (Zé Pereiras) шли парадом под звуки больших барабанов и других инструментов перкуссии.

Народный карнавал и карнавал элиты постепенно сливались, смешивались, что весьма характерно для Рио-де-Жанейро. Возникали мелкие и крупные карнавальные коллективы и, наконец, школы самбы.

Подвергнувшись влиянию практически всех предшествующих карнавальных традиций, школы самбы соединили их в себе. Они обладали одновременно популярностью народных карнавальных коллективов из беднейших слоёв и красотой богатых карнавальных объединений.

Предпосылкой к возникновению школ самбы была потребность в организациии, чтобы покончить с частыми конфликтами и уличными столкновениями, которые возникали во время шествий.

Группа самбистов Рио-де-Жанейро, среди которых были Измаэл Силва, Нилтон Бастос, Армандо Марсал и Алсебиадес Барселос («Bide»), приняла решение организовать союз, который своим авторитетом мог бы положить конец полицейским репрессиям по отношению к уличным карнавальным коллективам. Таким образом 20 августа 1928 года в районе Эстасио была основана первая школа самбы «Deixa falar» («Дейша фалар», в переводе означает «Пусть говорят»). По соседству там располагалось педагогическое училище, и Измаэл решил окрестить этот союз «школой самбы», подразумевая, что она будет выпускать «учителей самбы».

Следом за «Deixa falar» возникли и другие школы, среди которых «Mangueira» («Мангейра»), «Unidos da Tijuca» («Унидус да Тижука»), «Vai Como Pode» («Вай комо поджи», которая впоследствии стала называться «Portela»), «Visinha Faladeira» («Визиня фаладейра»).

Первые школы объединяли в среднем от 70 до 100 человек, а их шествие на параде имело довольно простую структуру:

  • Abre-alas — табличка с символом, названием и темой школы, а также благодарности властям и прессе.
  • Comissão de Frente — наиболее важные люди школы.
  • Mestre-sala e Porta-bandeira — хореограф и знаменосец, которые несли флаг школы.
  • 1º Puxador и 1º Versador — puxador («пушадóр») пел первую часть самбы (песни), а versador импровизировал стихами во второй части.
  • Caramanchão — место, зарезервированное для важных гостей школы.
  • O Coro — хор, обычно состоявший из женских голосов и окружавший caramanchão.
  • 2º Puxador и 2º Versador — вторые puxador и versador выполняли те же функции, что и первые.
  • Bateria — состояла исключительно из инструментов перкуссии.
  • Baianas da linha — байянки, шествовавшие по краям; их окружала охрана школы — мужчины, вооруженные ножами, закреплёнными на голени.

В 1932 году прошло первое неофициальное соревнование школ самбы, в котором победила школа «Mangueira». В 1935 году состоялся первый официальный конкурс, и начиная с этого момента они стали постоянной частью карнавального календаря Рио-де-Жанейро. Конкурс получил сокращенное название G.R.E.S. (Grêmio Recreativo Escola de Samba) — «Развлекательное объединение школ самбы» — и право получения государственных средств на подготовку парадов.

Для школ самбы 30-е годы XX века прошли в поисках собственной индивидуальности. Это было время творчества. Вдохновляясь прежними маленькими карнавальными коллективами «ranchos carnavalescos» и карнавальными объединениями «grandes sociedades», школа «Portela» ввела в свои парады группу в униформе — «comissão de frente», первые платформы, первую тему и тематическую песню (samba-enredo). Школа «Deixa Falar» ввела инновации в перкуссии, изобретя сурду и тамбурин. Школа «Mangueira» ввела восьмиугольные пандейру (до этого пандейру были четырёхугольными) и электрическую иллюминацию. Школа «Vizinha Faladeira» ввела в группу «сomissão de frente» лошадей и лимузины, а также дополнила парад рядом из дам с зонтиками от солнца.

Измаэл Силва с инструментами, которые произвели революцию в самбе. Фото с сайта alfredopassos.wordpress.com

Измаэл Силва с инструментами, которые произвели революцию в самбе. Фото с сайта alfredopassos.wordpress.com

В 40-е и 50-е годы завершился период развития, и школы самбы теперь обладали характеристиками, отличающими их от прежних карнавальных коллективов — «blocos», «ranchos» и «grandes sociedades». Каждая школа приобрела свои индивидуальные черты, стало возможным различать их по партиям, исполняемым батерией, так что уже издалека можно было понять, какая именно школа приближается.

В конце 50-х этот романтический период в истории школ самбы закончился. В это время — время бурного развития Рио-де-Жанейро — никто не заботился о сохранении культуры. Модернизация, продолжение иммиграции людей из других регионов страны и возрастающее участие среднего класса в самбе заменяли местные традиции и устои на мимолётные и нетрадиционные формы выражения.

Этот космополитизм повлиял на саму самбу и на школы самбы. Первые признаки этого стали заметны в параде школы «Acadêmicos do Salgueiro» в 1959 году, положив начало революционным изменениям в тематике и представлении. При создании костюмов, платформ и декораций стали использоваться новые материалы. Самодеятельные артисты постепенно заменялись профессионалами.

Число участников парада увеличивалось год от года, и в 1971 году был установлен предел времени для презентации каждой школы. Многие сходятся во мнении, что это заставило батерии играть в более быстром темпе, однако неизвестно, была ли это настоящая причина.

В последующие годы ряды на параде стали выстраиваться компактнее, артисты стали подниматься на платформы, песни укорачивались. Парады усложнились, пошли по пути больших театральных постановок, достигнув в конце 70-х годов формата грандиозных спектаклей, которые мы видим на Карнавале сейчас.

Далее: Самба-энреду

Перевод книги Гильермо Гонсалвеша (Guilhermo Gonçalves) и Одилона Косты (Odilon Costa) «O Batuque Carioca» сделан силами учеников Samba Real.