Что вы видите на этой фотографии? Нет-нет, вы не ошиблись! Это действительно Красная площадь и… самый настоящий самба-парад! Более того, на дворе — на минуточку — май 1989 года! «Железный занавес», «холодная война», строжайшая цензура и… зажигательные ритмы бразильской самбы, исполняемой немецкой батерией прямо перед мавзолеем Владимира Ильича Ленина. Батерией, правда, из содружественного Советскому Союзу ГДР. Ну, тут уж кто бы, как говорится, удивлялся.
А имя героям в белых штанах, подарившим и, практически, познакомившим советский народ с магическими ритмами бразильской музыки — Terra Brasilis. Коллектив — часть до сих пор существующей берлинской коммуны Ufa Fabrik Berlin, созданной, ни много ни мало, в 1979 году на бывшей территории кинокомпании Ufa Film Productions. Вместе со своим же общинным цирком Ufa Circus, берлинская батерия приехала в Москву на церемонию открытия трансъевропейского турне Караван Мира в парке ЦДСА. Из интервью с группой мы узнали, что всего за время своего пребывания в столице Советского Союза немцы выступили с импровизированными концертами целых три раза, один из который — тот самый, что на Красной площади, пришёлся на понедельник, 22 мая 1989 года (новый Красный День самба-календаря, друзья!), аккурат после возвращения в Кремль из Китая Михаила Сергеевича Горбачёва. Как рассказал нам лично сам Manni Spaniol — сооснователь общины Ufa Fabrik, приезд и выступление Terra Brasilis на Красной площади стали возможными во многом благодаря политике Перестройки, с чем, конечно, трудно не согласиться.
А случилось всё это, кто бы мог подумать, благодаря Вячеславу Полунину (тому самому) и Джону Килби — главе англо-французского коллектива «Футсбарн-театр». Именно они замахнулись и организовали событие, потрясшее весь мир весной и летом 1989 года, когда группа бродячих артистов всех стран Европы, стартовав в Москве, в парке ЦДСА, отправилась в Париж, превратив на несколько месяцев Европу в единое театральное пространство. Этот Караван Мира опередил свое время, гармонично вписавшись в историю и состоявшись даже вопреки геополитическому контексту «холодной войны». Он объединил под своим крылом около 200 артистов и техников западной и восточной Европы.
Пресса о Караване Мира
И уж не совпадением ли стало, что всего через полгода после невероятного самба-парада на Красной площади, в Берлине рухнул сам символ «холодной войны» — «Берлинская стена». А еще через месяц Прагу потрясла Бархатная революция.
Чтобы лучше проникнуться и понять, чего стоило Полунину собрать в конце 80-х в самом центре Москвы такую многонациональную и пёструю толпу всевозможных, пусть и творческих, деятелей, освежим в памяти некоторые факты из тех нелёгких времён.
История Советского Союза тесно связана с печально известным понятием «Железный занавес» — эпохой внешней и внутренней изоляции нашей Родины от «тлетворного влияния западного мира». Особенно интересно изучать сквозь призму этой завесы становление и развитие новых музыкальных стилей и направлений.
Благодаря бдительной заботе власти о моральном облике соотечественников, лишь редким зарубежным исполнителям время от времени удавалось «прорываться» сквозь непроницаемую стену советской цензуры и давать концерты на страшной для всего западного мира коммунистической территории.
Так, знаковым событием для любого советского меломана стал приезд с концертами по стране в 1976 году британской поп-звезды Клиффа Ричарда — так называемый «первый визит значимого западного исполнителя в СССР». Хотя, справедливости ради стоит отметить, что ещё до англичанина в послевоенном Советском Союзе, в 1949 году, с большим фурором выступил чернокожий американский певец Поль Робсон — Лауреат Международной Сталинской премии 1952 года «За укрепление мира между народами», а после него — в 1956-57 годах — француз Ив Монтан и легендарные британцы Томми Стил и Лонни Донеган. И затем ещё порядка 26 западных и восточных звёзд разной величины.
Совсем другое дело — концерты на святая святых СССР — самой Красной площади! Сюда не допускали представителей «гнилого Запада» с их далёкой от патриотических маршей музыкой аж до самого 1992 года, когда для всех сумевших пробиться на площадь советских граждан с большим эпатажем выступила французская диско-группа «Space», солист которой — Дидье Маруани — мечтал и просил об этом московские власти с самого первого своего приезда в Москву в 1983 году, когда коллектив буквально «взорвал» своей модной музыкой «Олимпийский». Ну, тут, конечно, занавес «прорвало» — дальше были и «Red Hot Chilly Peppers» со «Scorpions», и Лучано Паваротти с Пласидо Доминго, и незабываемый Пол Маккартни. Но это уже была совсем другая эпоха и совсем другая история.
Факты же говорят сами за себя — первое задокументированное выступление зарубежных музыкантов на Красной площади неразрывно связано именно с зажигательными ритмами самбы.
Так что, порой, даже случайные находки и знакомства в сети могут привести к совершенно неожиданным знаниям и сногсшибательным открытиям. Кто знает, что ещё хранится под вековой пылью самба-истории…
Автор текста — Игорь Тазеев
Материалы предоставлены Манни Спаниол (Manni Spaniol)