Руководитель Samba Real — Алексей Морозов
По материалам интервью для фестиваля «Барабаны мира»
Когда вы начали играть на барабанах?
Я начал играть после того, как съездил на фестиваль «Этнолайф». Там я впервые увидел этнические барабаны — джембе и дарбуки. Мне очень понравился тембр этих инструментов. Там же я узнал, что на них можно научиться играть. Начал обучение в школе «Глобал Бит Скул» у Александра Бочагова, ну а потом все закрутилось… учился везде, где мог!
Тогда же, почти сразу мне понравился джембе. Хотя интересовала и кубинская и бразильская перкуссия. Кубинская потому, что я тогда изучал и танцевал сальсу. А бразильская — так как достаточно быстро я вошел в состав легендарного коллектива «Маракату», и уже через год барабанил в его составе на следующем «Этнолайфе». Что не укладывалось у меня в голове, так это мысль: «Кто бы мог предположить такой поворот жизни?» В общем, через три года занятий барабанами я забросил свою физику элементарных частиц и стал артистом!
Расскажите о своих учителях!
Мои учителя (в хронологическом порядке):
- Александр Бочагов («ГБС»)
- Борис Попов («Маракату»)
- Cédric Veillard («UNIDOS de Geneve», Женева)
- Gaël VUILLET («Sambaloelek», Prévessin-Moëns — Франция)
- Артур Газаров («Самбатерия»)
- Калю Куэте (Гвинея-Москва)
- Хосе Че (Куба-Москва)
- Фадама (Гвинея)
- Мухтар и команда (Гвинея)
- Абдулай (Гвинея)
Кроме этого, конечно, я посещал разовые семинары, мастер-классы и т.п.
Самбе я учился в Швейцарии (Женеве) и во Франции. Там же и выступал, в составе учебных коллективов «Юнидос де Женев» и «Самбалолек».
Ездил в Бразилию, но не учиться, а посмотреть, как живут и играют.
Также бывал на Самба-фестивалях в Германии (Гамбург, Берлин) и Сербии (Нови Сад), где участвовал в воркшопах, парадах и выступлениях.
Что касается джембе, то дважды бывал в Гвинее, где учился у Фадамы и Мухтара (фамилии подзабыл). Там я не выступал, но в первой поездке иногда давали побарабанить на кенкени и джембе — аккомпанемент на свадьбах. Свадьбы были основной деятельностью Фадамы!
Во второй раз я ездил изучать балафон у мастера Абдулая. И там уже был приглашен на церемонию Сабар, где играл аккомпанемент на джембе.
Была также на моей памяти интересная поездка в Польшу, в ходе которой я готовил людей к выступлению, а затем и командовал парадом на Фестивале в Люблине!
Алексей, есть ли у вас своя школа в Москве?
Да есть. Моя школа называется «Самба Реал». И здесь основной упор в изучении мы делаем на бразильскую карнавальную самбу. Есть также занятия по джембе и факультативы для старших (в рамках которых мы берём на изучение небольшие культурные пласты различных музыкальных направлений, как бразильских, так и латино-американских).
На занятия же, посвящённых самбе, идёт подробный разбор техники звукоизвленчения, ритмов и, конечно, взаимодействия всех инструментов батерии (барабанного оркестра). Ребята выбирают себе профильный инструмент, на который делается основной упор, но играть учатся на всех инструментах, так как в самбе, чтобы правильно и чётко вступать в ритм, необходимо знать звучание не только своей партии, но и партий других инструментов. Скажем так, знать «где Раз»!))
Кроме того, нередко я прибегаю, к так называемой «бразильской системе»! В школах самбы Рио-де-Жанейро никто никого не учит, будущие барабанщики (зачастую еще детьми) приходят на занятие старших, слушают, смотрят, впитывают и стараются повторять за теми, кто уже умеет! Именно поэтому наше обучение построено на том, чтобы кроме раздельных занятий младшей и старшей групп, делать общие репетиции, дабы дать возможность новеньким играть вместе со старшими ребятами, и перенимать тем самым накопленный опыт!