Карнавальная самба Рио-де-Жанейро: Предисловия

Содержание

Предисловие ко второму изданию

Спустя почти 12 лет после выхода книги «O Batuque Carioca» мы с гордостью представляем новое издание — переработанное и дополненное.

В книгу вошли не только новые ритмы и брейки, но и другие изменения, произошедшие в школах самбы. Мы оставили и некоторые старые ритмы, которые больше не используются школами. Это сделано для того, чтобы показать не только современные стили, но также их корни и традиции.

В последние годы наше внимание привлекли две тенденции. Первая — ускорение ритма, причём в этом ошибочно обвиняют сами батерии, но это скорее влияние отделов школ, отвечающих за согласованность песни, барабанов и танца на параде (direção de harmonia). Вторая тенденция — постоянное стремление школ к наивысшим оценкам судей, из-за чего многие карнавальные батерии теряют свои главные характеристики.

Мы наблюдаем, как из-за обоснования оценок судьями (что является обязательным для любых оценок ниже 10), в погоне за наивысшим баллом, некоторые батерии меняют настройки, состав и даже стиль игры. Недопустимо оценивать индивидуальные особенности батерии, и оценки не должны отражать вкусы судей. Оценивать можно только весь парад в целом. Если оценки так и будут отражать субъективные предпочтения судей, мы рискуем через несколько лет на Карнавале слушать совершенно одинаковую игру у всех школ.

Некоторые школы самбы существуют уже почти столетие, это культурное наследие Бразилии, и их традиции необходимо уважать.

Рио-де-Жанейро, 20 ноября 2011 г.

Предисловие к первому изданию

В настоящее время в Рио-де-Жанейро существует около 50 школ самбы. В основу этой книги легло изучение четырёх школ, которые представляют элиту карнавала в Рио-де-Жанейро.

Цель книги — рассказать не только об инструментах и способах игры на них, но и об их характеристиках и особенностях в составе батерии.

В сущности, книга представляет собой предложение по формальной организации способа игры, который жил и развивался в течение почти целого века, передаваясь от поколения к поколению лишь устно и наглядно, в отличие от европейской академической традиции, в которой основано большинство музыкальных школ Бразилии.

Мы смогли музыкально описать все инструменты и правильный способ игры на них, однако невозможно с помощью нот записать свинг, кач и энергию, присущие батерии школы самбы. Это можно прочувствовать только на собственном опыте. Как и с любым музыкальным стилем, полное представление о самбе можно получить, только слушая, а ещё лучше — непосредственно участвуя в процессе.

Различные способы игры, которыми пользуются описанные здесь батерии, отражают текущий момент. Музыка постоянно меняется под влиянием множества факторов. Мы надеемся, что эти изменения не затронут традиций нашей самбы.

Рио-де-Жанейро, 29 февраля 2000 г.

Далее: Самба

Перевод книги Гильермо Гонсалвеша (Guilhermo Gonçalves) и Одилона Косты (Odilon Costa) «O Batuque Carioca» сделан силами учеников Samba Real.