Карнавальная самба Рио-де-Жанейро: Батерия

Содержание

Современная батерия (секция ударных инструментов) школы самбы представляет из себя целый оркестр из 300 человек, которые играют только на перкуссионных инструментах, придерживаясь музыкального размера 2/4.

Барабанщики на Карнавале в Рио-де-Жанейро

Барабанщики на Карнавале в Рио-де-Жанейро (школа самбы «Grande Rio»). Фото с сайта baianafm.com.br.

Вначале в батериях школ самбы имелись только тамбурины, жестяные бочонки из-под масла, куики и пандейру. Алсебиадес Барселос («Bide»), который ввёл тамбурин в батерию школы «Deixa Falar», решил улучшить звук, издаваемый большими жестяными бочонками из-под масла, приспособив к ним кожаные мембраны. Получились барабаны, которые держат основной ритм и которые мы знаем под названием «сурду» («surdo»). В 30-е годы школа «Vizinha Faladeira» для изготовления своих сурду заказывала французские бочки (кеги).

Со временем при изготовлении инструментов дерево уступило место металлу, и инструменты начали производить в промышленных масштабах.
За исключением сурду и куики, на которые, по причине особенностей тембра по-прежнему ставится кожаная мембрана, на других инструментах — кайши, таролы, репиники, тамбурины и пандейру — часто используются мембраны из синтетических материалов.

Инструменты бразильских школ самбы

  • Сурду «(джи) примейра» («de primeira») или «джи маркасáо» («de marcação»). Играют во второй и четвертый счёт такта — акцентные доли в самбе. Это основа формирования батерии.
  • Сурду «(джи) сегунда» («de segunda») или «джи решпошта» («de resposta»). Играют в первый и третий счёт такта. Как подсказывает его название — «resposta», «ответ», — сурду сегунда отвечают сурду примейра.
  • Сурду «(джи) терсейра» («de terceira») или «джи корчи» («de corte»), «сентрадор» («centrador»). Играют в те же доли, что и сурду примейра, с добавлением различных вариаций. На звуке этого барабана базируется ритм всей батерии.
  • Репиники («repenique»). Иногда их также называют «репики» («repique») или «сурду джи репики» («surdo de repique»). Основная функция — поддерживать сурду. В батерии репиники и располагаются обычно рядом с сурду.
  • Кайши («caixa de guerra») и тарол («tarol»). Исполняют ритмические рисунки, по которым обычно можно отличить батерии разных школ по звучанию. Эти инструменты также очень важны для свинга батерии.
  • Шокалью («chocalho»). Помогают кайшам поддерживать ритм в первой части самба-энреду и в припевах.
  • Тамбурины («tamborim»). Играют разнообразные специальные партии и ритмические фразы для украшения песни, а также вместе с кайшами, таролами и репиниками помогают поддерживать ритм.
  • Пандейру («pandeiro»), куики («cuíca»), агого («agogô»), реку-реку («reco-reco»), сковородки «фрижидейра» («frigideira») и маршевые тарелки («pratos»). Лёгкие инструменты, используемые как для поддержания ритма, так и для исполнения различных импровизаций во время исполнения самбы-энредо.
  • Расположение инструментов в строю батерии отличается у разных школ самбы, однако есть определенные правила, которых придерживается большинство. Например, легкие инструменты (пандейру, тамбурины, шокалью, куики и пр.) обычно стоят впереди (см. рисунок).

«Ритмистас» («ritmistas») или «батукейрус» («batucueiros») — музыканты, участники батерии — это обычно жители района, где располагается школа самбы. Командует ими «местре да батерия» («Mestre da Bateria») — руководитель батерии. Местре не только умеет играть на всех инструментах и настраивать их, он также отвечает за репетиции, настройку и подготовку инструментов, поддержание ритма и создание партий для инструментов. У местре есть помощники — дирижёры («diretores»), которых может быть до девяти человек в зависимости от школы. Местре и дирижёры командуют батерией при помощи звуковых (свистки) и визуальных (жесты) сигналов. Инструменты в батерии, так же, как и в оркестре, сгруппированы в секции. Не все играют одновременно. Наиболее известные ритмические композиции, например, «параджиньи» («paradinhas») или «волны» («bossas») используются некоторыми школами, чтобы «подогреть» толпу и участников шествия, а также для поддержания темпа.

Перед началом шествия батерия располагается в «рекуо» («recuo»), или «боксе»(«box») — в зоне подготовки к параду. Автомобиль со звуковым оборудованием, на котором находится пушадор, перкуссионные инструменты, кавакинью (маленькие гитары, похожие на укулеле) и акустические гитары, становится рядом с батерией и «заряжает самбу». Когда пушадор споёт один или два раза, подключается батерия. Сигналом обычно служит «шамада» («chamada») — запев репиники. Батерия играет непрерывно в течение всего парада, поддерживая школу. Обычно, когда проходит первая треть школы, батерия покидает «рекуо» и присоединяется к строю парада (не переставая играть).

За батерией следует автомобиль со звуковым оборудованием. Пройдя примерно триста метров, батерия заходит во второй «рекуо», где остаётся до тех пор, пока не пройдут оставшиеся участники парада школы (или большая их часть). Затем батерия снова выходит и замыкает парад.

Для захода батерии во второй «рекуо» и выхода из него от участников требуется отличная техника и опыт. В этот момент порядок в батерии может нарушиться, барабанщики могут сбиться с ритма и играть не в такт, в строю могут образоваться разрывы. Всё это плохо отражается на выступлении школы. Поэтому заход батерии во второй «рекуо» не является обязательным.

Самое удивительное в параде – то, что, несмотря на постоянные репетиции в течение всего года, никогда не удаётся одновременно собрать вместе более четверти участников школы, численность которых достигает четырёх тысяч человек. Просто загадка, как такому количеству народа удаётся собраться вместе всего за несколько часов до начала парада и безупречно показать такое помпезное шоу.

Далее: Сурду

Перевод книги Гильермо Гонсалвеша (Guilhermo Gonçalves) и Одилона Косты (Odilon Costa) «O Batuque Carioca» сделан силами учеников Samba Real.